Перевозка алкогольной продукции – это задача, которая требует особых знаний и опыта, а также особых возможностей транспортно-логистической компании. Нужно обязательно учитывать специфику этого вида груза – акцизный товар, соблюдение температурного режима, хрупкость тары, повышенный риск краж, а также целый ряд законов, правил и ограничений.

На сегодняшний день транспортировка многих видов товаров не требует больших знаний, умений и опыта. Цепь большой части перевозимых грузов от производителя до конечного потребителя доведена до автоматизма, и отработаны все нюансы логистической цепочки. Для товаровладельцев доставка многих грузов (строительные материалы, металлоизделия, бумага и др.) производится по наработанному алгоритму. В свою очередь доставка алкогольной продукции сопряжена с целым рядом сложностей и вопросов, начиная с получения счета от производителя на партию акцизного товара до разгрузки на складе получателя. Особенности доставки алкоголя зависят от вида таможенного режима (импорт, экспорт, транзит), вида транспорта, вида алкогольной продукции, маршрутов транспортировки, правил и требований стран транзита и других факторов.

Наиболее распространенными видами транспорта для перевозки алкогольной продукции являются морской и автомобильный, а также часто для транспортировки спирта, виноматериалов и пивных продуктов используется железнодорожный. Перевозка алкоголя морскими контейнерами занимает значительное место среди всех видов транспорта. Все вина, виски, ромы и другие алкогольные напитки, доставленные контейнерами из Чили, ЮАР, США, попросту не могли бы быть доставлены альтернативным видом транспорта. При доставке продукции из таких стран, как Португалия, Испания, Италия, Ирландия, Великобритания, часто приходится просчитывать оптимальный вариант доставки (автомобильный или морской транспорт) с учетом критериев стоимости, размера партии груза, сроков доставки и сложности организации доставки. Обычно в 40-футовом стандартном контейнере можно перевозить от 25 до 28 тонн груза, что «интереснее» в сравнении 20–24 тоннами автомобильным транспортом. Но при перевозке морским транспортом срок доставки может вдвое или втрое превышать срок доставки автомобильным. Также на выбор транспорта существенно влияет величина транспортных расходов: чем длиннее маршрут доставки, тем больше она будет отличаться, – и тем более по этому критерию будет более привлекательным морской транспорт.

В зависимости от вида алкогольной продукции и с учетом погодных условий нужно правильно подбирать подвижной состав как на автомобильном транспорте (прицепы и полуприцепы тентованные, рефрижераторы, изотермические), так и на морском (рефрижераторные контейнеры, контейнеры с изоляцией, простые контейнеры). Полуприцепы-рефрижераторы (контейнеры-рефрижераторы) дороже примерно на 15–30%, чем тентованные полуприцепы или простые контейнеры. Правильный и прогнозированный выбор может уберечь товар от порчи и сократить транспортные расходы. При выборе транспортного средства также нужно учитывать требования стран транзита (общий вес) и величину партии товара, так как для тентованного полуприцепа нормальной является загрузка в 20–24 тонны, а для полуприцепа-рефрижератора – 18–22 тонны. Также нужно учитывать общий вес транспортного средства с грузом, чтобы не было проблем и дополнительных расходов за превышения этого параметра в странах транзита. Для одних стран максимальный общий вес 42 тонны, для других – 38 тонн или даже меньше.

Каждая алкогольная продукция имеет свою оптимальную температуру для транспортировки и хранения. При низкой температуре (-4°С) вино замерзает, и стеклянная тара лопается, также и при высокой оно портится. Казалось бы, коньяк и виски (температура замерзания от -25°С) можно транспортировать сравнительно более дешевым тентованным полуприцепом или простым контейнером при небольших минусовых температурах, но для транспортировки многих коньяков и виски противопоказаны низкие температуры (возможно появление осадка). Многим винам требуется стабильный температурный режим транспортировки, который водитель должен соблюдать. Для удобства температурного контроля процедуры доставки в полуприцепе-рефрижераторе используются термописцы (температурные регистраторы), которые дают постоянный аппаратный контроль за температурным режимом в кузове автомобиля. Некоторые термописцы установлены стационарно в рефрижераторном полуприцепе, другие помещаются в кузов непосредственно вместе с грузом. При доставке дорогой алкогольной продукции автомобильным транспортом на многих маршрутах целесообразно использование цельнометаллического кузова и двух водителей для уменьшения рисков, повышения безопасности и скорости доставки товара.

Акцизный барьер

Алкогольная продукция – это подакцизный товар, который попадает под акцизный налог и особый контроль в Украине. На каждой бутылке акцизная марка – знак, который подтверждает уплату налога, легальность ввоза и право на свободную реализацию в стране. Применение акцизных марок позволяет государству отслеживать и своевременно обнаруживать товары, не оплаченные акцизным сбором, а покупателю гарантирует качество покупаемого товара. Согласно законам Украины, акцизный товар (алкоголь) должен быть импортирован в Украину с наличием акцизных марок на каждой единице товара. А также любой товар, предназначенный для продажи, должен иметь этикетку (маркировку) на украинском языке, согласно статье 47 Закона «О безопасности и качестве пищевых продуктов». Не все поставщики и производители алкогольной продукции могут произвести оклейку партии товаров на отправку в Украину необходимыми этикетками и стикерами. Это вызвано простыми причинами: отсутствием специального оборудования, человеческих ресурсов или неохотой лишней работы после производства алкоголя. В таком случае необходимым является на маршруте следования или схеме доставки наличие складов, на которых и будет производиться предпродажная подготовка (оклейка этикетками). Такие склады должны иметь помимо основных разрешающих документов лицензии на обработку крепкого алкоголя или вин. Например, доставка акцизной продукции между поставщиками до пограничного перехода или складов в ЕС должна осуществляться с правильным заполнением электронного документа e-AD (AAD), в противном случае будут возникать вопросы о контроле перемещения подакцизного товара и уплате акцизного налога в ЕС. При такой схеме доставки (производитель – акцизный склад – получатель) нужно быть очень внимательным при выборе поставщиков транспортно-складских услуг – у них должны быть страховки, опыт в таких доставках и все разрешающие документы.

Одним из важных моментов является правильное оформление всех документов при экспорте алкоголя из ЕС и последующего его импорта в Украину для прохождения таможенной очистки. Помимо основных документов от производителя (счета, контракты, упаковочные листы, сертификаты происхождения) и документа e-AD (AAD) необходимым является оформление экспортной декларации (EX) либо транзитной декларации (Т-1). Оформление экспортной декларации (EX) необходимо для всех грузов, произведенных в странах ЕС с последующим вывозом за ее границы. Этот документ закрывается на последней границе ЕС (или при открытии Книжки МДП-Карнет ТИР) и подтверждает вывоз продукции из ЕС. Транзитная декларация (Т-1) оформляется на грузы, произведенные не в ЕС и которые проходят транзитом без оформления Книжки МДП-Карнет ТИР или транзитом через страны ЕС до места таможенной очистки в одной из стран ЕС. Наличие в Украине большого количества производителей, экспортирующих алкогольную продукцию за пределы Украины, приводит к увеличению работы по доставке продукции до конечного получателя с учетом многих требований транзитных и принимающих стран (заказ конвоя для транзита алкоголя по территории Республики Беларусь, оформление сертификата обеспечения оплаты таможенных платежей при ввозе или транзите по территории России, использование акцизного парома при импорте/экспорте для Грузии или Армении и многое другое). Многие страны имеют свои особые требования к транзиту и ввозу акцизных товаров. Например, при транзите через территорию Республики Беларусь обязательным требованием является военизированное сопровождения автомобиля с алкогольной продукцией, заказ и оплату которого нужно производить заранее, чтобы не были нарушены строки доставки.

Знание и умение точно и правильно заполнить все транспортные документы и документы на товар освобождает от значительных временных и финансовых потерь, а также от лишней «головной боли». Все это время и деньги можно потратить на правильный маркетинг для увеличения продаж и конкурентоспособности товара на рынке. Для минимизации рисков, задержек и финансовых потерь целесообразно проконсультироваться у специалистов по перевозкам алкогольной продукции с опытом работы в данном сегменте рынка обо всем процессе доставки алкоголя или доверить им сложную часть доставки. Такие специалисты и направления работы есть не у всех транспортно-логистических компаний. Также не у всех компаний есть опыт работы и наличие всего необходимого для осуществления перевозки алкоголя – акцизный склад, парк подвижного состава, схемы и маршруты доставки акцизной продукции, знание документации и нормативной базы, таможенные процедуры, импортно-экспортных и транзитных процедур и процессов.