При осуществлении внешнеторговых операций компании импортеры и экспортеры сталкиваются с необходимостью доставки товаров с использованием международного сообщения. Процесс доставки должен быть выполнен в кратчайшие сроки, с минимальными затратами и в полном объеме удовлетворять требованиям сторон внешнеэкономического контракта.

Для современного рынка транспортных услуг характерным является достаточно высокий уровень конкуренции среди транспортных компаний. В последние годы все больше и больше создается небольших АТП (5–10 автомобилей), которые работают по многим направлениям и составляют конкуренцию большим АТП. Поэтому перед импортером (экспортером) или его экспедитором стоит достаточно непростой выбор транспортной компании для доставки своих товаров. Основным ориентиром в любом виде деятельности является достижение минимального уровня затрат, тем более если эти затраты влияют на конечную стоимость товаров.

Многие компании-импортеры (экспортеры) достаточно редко обращают внимание на качество предоставляемых услуг по транспортировке, на уровень сервиса или компетенцию менеджеров по транспорту, для них главное – цена перевозки. Это связано с тем, что многие товары, которые транспортируются для последующей продажи, недорогие, а транспортные расходы увеличивают их цену и уменьшают конкурентоспособность на рынке.

В первую очередь попытаемся установить, что такое транспортный тариф и продукция автомобильного транспорта, а также какие факторы влияют на образование транспортного тарифа. Транспортный тариф – это цена за перемещение материального объекта в пространстве. Транспортные тарифы включают тарифы на грузовые перевозки.

Использование грузового транспорта, доставляющего продукцию от производителя к потребителю, увеличивает ее стоимость. В основе грузовых тарифов лежат общественно необходимые затраты труда по доставке груза, что определяет стоимость перевозки, денежным выражением которой является транспортный тариф. Уровень тарифа для транспортных предприятий определяет размеры доходов, а для грузовладельцев (импортеров, экспортеров) – расходы на перевозку.

Особенность транспортных услуг заключается в том, что они не имеют конкретной материально-вещественной формы. В связи с этим у покупателя (грузовладельца) на момент приобретения услуги нет возможности составить полное представление о ее качестве. Покупатель (грузовладелец) судит о приобретенной услуге по информации о ее продавце (перевозчике).

Ценообразование на автомобильном транспорте при выполнении доставки товаров в режиме экспорта или импорта на сегодняшний день осуществляется перевозчиками с использованием следующих методов:

  1. по себестоимости;
  2. на основании стоимости транспортных услуг;
  3. комбинация двух предыдущих методов.

Сочетание основных методов позволяет учесть не только транспортные расходы самого перевозчика, но и учитывать ценность этих услуг для грузовладельца.

Ценообразование по себестоимости транспортных услуг сводится к установлению тарифов на основе транспортных издержек с добавлением некоторой доли прибыли (5–10%). Такой метод ценообразования, обеспечивающий базовый, или минимальный, уровень тарифных ставок, используют при транспортировке малоценных грузов.

При ценообразовании по стоимости транспортных услуг основой тарифа является не столько себестоимость транспортных услуг, сколько их предполагаемая стоимость (ценность) для грузовладельца. Например, перевозка тонны электроприборов обладает явно иной ценностью для грузовладельца, чем перевозка тонны песка, ввиду того, что тонна приборов стоит намного дороже. А если так, то в первом случае грузовладелец, скорее всего, согласится заплатить более высокую цену за транспортировку. Перевозчики используют этот метод ценообразования, когда имеют дело с ценными грузами.

В условиях использования комбинированной стратегии ценообразования тариф устанавливают на некотором промежуточном уровне – между минимальным (издержки плюс при-быль) и максимальным (оценка стоимости услуги для грузовладельца).

Транспортные компании стараются использовать вышеперечисленные стратегии ценообразования, но в реальности на международном рынке транспортных услуг существует много факторов, которые влияют на ценообразование и способствуют созданию новых, более гибких стратегий.
На данный момент в Украине для грузового автомобильного транспорта невозможно сформировать постоянные транспортные тарифы на международные перевозки, которые бы основывались на себестоимости и нормах рентабельности, а их изменение зависело бы только от цены на горюче-смазочные материалы. Большую роль в их формировании играют такие факторы:

  • объемы международной торговли между Украиной и другими странами;
  • сезонное увеличение (уменьшение) объемов экспорта-импорта по некоторым странам;
  • противостояние спроса и предложения на данные услуги;
  • конкуренция между разными видами транспорта;
  • грузопотоки и тарифы внутри Украины;
  • наличие разрешений на международные перевозки;
  • конкуренция между автотранспортными предприятиями, а именно насыщенность рынка компаниями с малым количеством транспортных средств (до 5 единиц).

Одним из главных факторов является объем международной торговли (количество экспортно-импортных операций) между Украиной и другими странами. Для грузового автомобильного транспорта, который перевозит грузы, например из Италии в Украину, очень важным является наличие постоянных грузопотоков из Украины в Италию. Объем экспорта грузов из Италии в Украину в разы превышает импорт из Украины в Италию, что влияет на транспортный тариф, а именно соотношение тарифов может увеличиваться в четыре раза. Например, для Казахстана, наоборот, тариф на экспорт из Украины в Казахстан может в разы превышать тариф на импорт из Казахстана. Такая же ситуация наблюдается со многими странами мира, где объемы экспортно-импортных операций очень сильно влияют на существенное изменение транспортного тарифа. С учетом таких факторов очень часто перевозчики по некоторым направлениям могут осуществлять перевозки по транспортному тарифу, основанному на себестоимости безрентабельности или даже ниже себестоимости, зная, что в обратном направлении тариф покроет расходы по двум направлениям и даст свою прибыль.

Существует вероятность значительного уменьшения предложений на перевозки автомобильным транспортом в связи с возрастанием конкуренции с другими видами транспорта или сезонная нехватка разрешений на международные перевозки в эти страны, что приводит к значительному увеличению транспортного тарифа. Увеличение транспортного тарифа влечет увеличение затрат импортера (экспортера), что в свою очередь увеличивает цену товара.
При наличии у определенной компании постоянного грузопотока в конкретном направлении очень важным является постоянное исследование грузовладельцем или его экспедитором рынка транспортных услуг, особенно его сезонных изменений.

На формирование тарифов на перевозку значительно влияют макро- и микроэкономические показатели рынка, а также государственная политика, направленная на формирование партнерских отношений с рядом стран, потенциальных экспортеров и импортеров. Во многом такая политика отражается в квоте разрешений для грузового автотранспорта на въезд в страну, в которую везется груз или транзит по ее территории. Таких разрешений на грузовые перевозки на год для Украины выдается определенное количество (квота) каждой страной. По направлениям, где есть дефицит разрешений, из-за небольшого начального их количества или быстрого окончания квоты транспортный тариф растет пропорционально росту цены на разрешения, которые остались.

Знание и понимание рынка транспортных услуг для грузовладельца приносит дополнительную экономию за счет оптимизации транспортных расходов. Во многом такая экономия достигается за счет правильного выбора сезона импорта или экспорта продукции. Выбор сезона импорта или экспорта товара можно легко показать на примере Грузии. В сезон импорта в Украину фруктов из Грузии цены на автомобили-рефрижераторы увеличивается в два-три раза, потому для компании – импортера другой продукции из Грузии этот сезон грозит колоссальным увеличением за-трат на доставку своих товаров под температурным режимом. И такое влияние сезонов можно увидеть по многим направлениям.

Если в условиях монополии перевозчики могут влиять на тарифы, то в условиях совершенной конкуренции такая возможность отсутствует полностью и очень незначительное влияние на них может быть в условиях монополистической конкуренции.

В итоге, какие бы тарифы ни определяли транспортные фирмы для своих услуг, в конечном счете их установит транспортный рынок с учетом всех названных факторов, влияющих на ценообразование.

Развитие рыночных отношений, обострение конкурентной борьбы, использование все более тонких способов привлечения и удержания клиентов требуют четких и согласованных действий по управлению деятельностью транспортно-экспедиционных компаний.

В качестве дополнительных гарантий качественного обслуживания клиентов следует обеспечить своевременное реагирование менеджеров на изменение ситуации на рынке автомобильных перевозок относительно спроса на перевозки, а также изучение тарифов на доставку товаров.

На сегодняшний день каждый предприниматель должен быть своего рода Эрастом Фандориным, чтобы применить свой «бизнес-гамбит» и создать достойную репутацию компании на рынке, а также получить достойное вознаграждение за труды и усилия в виде прибыли.