В рамках экономического кризиса и нестабильной ситуации в стране любой компании для удержания своих позиций на рынке необходимо ежедневно расширять спектр предоставляемых услуг и повышать качество сервиса, стремясь к оптимизации затрат. Сотрудничество со сторонними логистами сокращает расходы компании.

Затраты для удержания своих позиций на рынке можно разделить на две категории: основные, которые появляются в процессе профильного вида деятельности, и неосновные, происхождение которых связано с непрофильными активами или процессами, являющимися вспомогательными для основного вида деятельности. В сфере ВЭД к одному из таких процессов можно отнести логистику. На сегодняшний день рынок транспортных и логистических услуг претерпевает стремительные изменения, конкуренция между компаниями постоянно растет, появляются новые оригинальные продукты и решения. Очень часто компании импортеры-экспортеры прибегают к услугам экспедиционных компаний. Использование услуг таких компаний приводит к уменьшению затрат на логистику в рамках стратегий минимизации инвестиций в непрофильные сферы бизнеса.

Если посмотреть на проблему со стороны экспедиционных компаний, то и у них прослеживается стремительное развитие поставляемых услуг. Ранее экспедиционным компаниям было достаточно предоставлять только транспортно-экспедиционные услуги, а сейчас уже требуется более широкий спектр: склады и складское обслуживание, таможенные услуги и т.д. Более актуальной становится работа с единым подрядчиком  – логистическим оператором. Такого рода комплексные услуги требуются компаниям, алгоритм поставок которых имеет достаточно сложный характер и несколько промежуточных этапов. Например, при доставке виски из Ирландии его необходимо доставить в Прибалтику паромом, потом транспортировать на акцизный склад, где груз оклеивают и стикеруют. Только после этого виски автомобильным транспортом доставляют в Украину.

Экспедиционные услуги и зачем они нужны

Экспедиционные услуги  – это ведение и организация транспортного и складского процесса на предприятии. Предприятие получает большое количество преимуществ от их использования:

1) экономические

  • уменьшение затрат за счет сокращения штата персонала (бухгалтерии, логистов);
  • увеличение эффективности основных бизнес-процессов: компания получает возможность превратить свои постоянные затраты в переменные;
  • эффект разделения рисков;

2) управленческие

  • возможность сосредоточивания основных ресурсов и внимания на основном виде деятельности, целях компании и на удовлетворении потребностей клиентов;
  • возможность наличия свободных ресурсов для основного вида деятельности компании;
  • возможность устранения ряда проблем с персоналом (отсутствие проблем с отпусками, больничными, риском увольнения ключевых сотрудников).

 

3PL и 4PL

Хотелось бы отдельно выделить 3PL- и 4PL-провайдеров в логистике. 3PL-провайдеры (Third Party Logistics Provider)  – предприятия, оказывающие услуги не только по транспортировке и экспедированию грузов, но и складированию, перегрузке, дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью, зачастую с использованием субподрядчиков. 4PL-провайдеры (Fourth Party Logistics Provider)  – компании, которые решают комплекс задач по планированию, управлению и контролю всех логистических процессов заказчика с учетом долгосрочных стратегических целей. По сути, это интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки грузов. Принято считать, что в Украине полноценного 4PL-провайдера на данный момент нет, но в перспективе такие будут появляться. Лишь несколько компаний имеют возможность предоставления сервиса уровня 3PL-провайдера в полном объеме.

Исследование аудиторской компании Ernst & Young демонстрирует, что при привлечении 3PL-операторов для предоставления логистических услуг в компаниях были выявлены следующие изменения:

  • снизились логистические издержки на 8,2%;
  • сократились логистические активы на 15,6%;
  • средний цикл заказа продукции сократился с 10,7 до 8,4 дня;
  • общие запасы сократились на 5,3%.

Поиск компаний, которые предоставляют логистические услуги, уместно проводить на конкурсной основе с использованием СМИ, ресурсов Интернета, а также входящих коммерческих предложений. На втором этапе конкурсного отбора в шорт-лист должны входить не более пяти компаний – потенциальных экспедиторов. При выборе важно понимать, что число логистических операторов, которые будут предоставлять услуги, должно быть больше одного. Например, один экспедитор будет основным, второй – резервным, третий – для подстраховки в непредусмотренных ситуациях. Оптимальными будут отношения, при которых можно быстро и без потерь для компании перераспределить роли подрядчиков. Такой подход позволит логистическим операторам быть более лояльными к компании-заказчику в формировании стоимости услуги и постоянном контроле качества предоставляемых услуг.

Принимая решение о передаче некоторых функций логистической компании, нужно проанализировать, каковы нынешние расходы и какими они будут после делегирования некоторых функций другим организациям

Логистический оператор высокого уровня должен объединять всю логистическую цепь на единой информационно-технологической платформе. Компания с помощью логистического оператора может управлять ключевыми процессами верхнего уровня всех участников цепи поставок на единой информационной платформе при стандартизированном документообороте. Передавая логистическому оператору непрофильные функции, компания получает возможность управлять не только своей доходностью, но и всеми участниками цепи поставок через одного подрядчика. К примеру, если клиент заключает договор один раз с одним подрядчиком, у него пропадает необходимость подписывать стопки договоров на каждую отдельную перевозку и согласовывать условия с каждым перевозчиком. Это касается и бухгалтерской документации. Бухгалтерии клиента удобно получить стопку одинаковых счетов по разным загрузкам, а не собирать их у каждого перевозчика в отдельности. Сейчас также встречается практика выставления одного счета за месяц по всем совершенным перевозкам по разным направлениям, что, конечно же, очень удобно для клиента.

Очень часто экспедитор выступает в роли своеобразной буферной зоной между клиентом и перевозчиком. Если автомобиль приехал на погрузку, а погрузка не может быть совершена по вине клиента (в нынешней ситуации бывают разные обстоятельства), экспедитор уладит вопрос за счет своей компании. Клиент в таком случае не портит отношения с перевозчиком и не теряет своих денег. Стоит отметить, что важной услугой качественной экспедиторской компании является отсрочка платежа. Чаще всего довольно крупные экспедиционные компании могут себе позволить при большой отсрочке платежа от клиента оплачивать быстро счета перевозчиков, делать предоплаты на длительные рейсы. Предоплата для перевозчика стала особо актуальна при скачках валют и нестабильности в нашей стране, каждый перевозчик может оплатить дизельное топливо по стоимости на момент загрузки, что является большим преимуществом. При обслуживании хорошей экспедицией клиент никогда не столкнется с хамством, грубостью и некомпетентностью сотрудников. Ему никогда не скажут, что выгрузка не состоится по тем или иным причинам. Принимая решение о передаче некоторых функций логистической компании, нужно проанализировать, каковы нынешние расходы и какими они будут после делегирования некоторых функций другим организациям. При этом основным преимуществом работы с транспортно-экспедиционными компаниями будет именно визуализация логистических затрат.

Таким образом, очевидны преимущества работы с логистическими компаниями: концентрация бизнеса на профильной деятельности, повышение гибкости производственного процесса, использование лучших методов и опыта, применение передовых технологий. Возможности для развития имеют все без исключения виды логистики в составе с функциональной, ресурсной и предпринимательской классификации. Поэтому, чтобы установить целесообразность передачи той или иной функции на подрядчика, следует проанализировать ее с точки зрения стратегического фокуса, операционной способности, финансовой выгоды и возможностей для совершенствования внутри предприятия.