В наше высокотехнологическое время очень тяжело представить производство, которое обходится без концентратов, ароматизаторов и других различных пищевых добавок. Все эти ингредиенты необходимо в сохранности доставить на предприятие для дальнейшего использования. Многие из них попадают под категорию опасные грузы. Доставка таких грузов требует особого внимания.

Опасные грузы – это вещества, материалы, изделия, отходы производственной и другой деятельности, способные при перевозке (вследствие присущих им свойств и при наличии определенных факторов) вызвать взрыв, пожар, повреждение технических средств, устройств, сооружений и других объектов, причинить материальный ущерб и вред окружающей среде, а также привести к гибели, травмированию, отравлению людей и животных. Комиссия по автомобильному транспорту Европейской экономической комиссии ООН специально разработала конвенцию и соглашение в сфере перевозки опасных грузов – ДОПОГ (ADR). При осуществлении автоперевозки опасных грузов необходимо соблюсти ряд строгих требований данной конвенции.

Требования для отправителя и получателя

Прежде всего, необходимо получить разрешения на перевозку в соответствующих инстанциях. Загрузка и выгрузка веществ должна происходить с соблюдением техники безопасности, с использованием специального оборудования, а также подготовленным персоналом, имеющим соответствующие удостоверения. Загрузка ни при каких обстоятельствах не должна превышать грузоподъемность автомобиля, в то же время и незаполненная цистерна при перевозке опасных грузов может отрицательно сказаться на маневренности, поэтому надо подобрать максимально подходящую по объему тару для перевозки. ДОПОГ не определяет, кто должен готовить груз к перевозке. Однако правила эти содержат ряд специфических требований ко всем субъектам перевозок и являются обязательными для грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей независимо от форм собственности. В случае беды ответственность может быть разделена между всеми участниками процесса перевозки.

Требования к транспортной компании, транспортному средству и водителю

Когда осуществляется перевозка опасных грузов автотранспортом, необходимо избегать крупных населенных пунктов, в некоторых случаях необходимо учесть расположение и не следовать мимо природных заповедников, дошкольных, учебных и лечебных учреждений. Должна быть маркировка знаками опасности в соответствии с видом грузов – тарные, бестарные (наливные), навалом, насыпью, индивидуальные, в упаковках. Опознавательные знаки транспортного средства с опасным грузом должны закрепляться механически, не закрывать осветительные приборы, не создавать неудобств в эксплуатации и быть хорошо заметными для других участников дорожного движения.

Когда осуществляется перевозка опасных грузов автотранспортом, необходимо избегать крупных населенных пунктов, в некоторых случаях необходимо учесть расположение и не следовать мимо природных заповедников, дошкольных, учебных и лечебных учреждений.

По территории Украины транспортные средства с опасными грузами передвигаются с включенным ближним светом фар. Каждая транспортная единица должна быть снабжена средствами пожаротушения в соответствии с требованиями правил.

Каждая транспортная единица должна быть снабжена:

  • по крайней мере одним противооткатным упором, причем размеры упора должны соответствовать массе автомобиля и диаметру его колес;
  • двумя предупреждающими знаками с собственной опорой (конусы или треугольники, отражающие свет фар, или мигающие фонари желтого цвета, независимые от системы электрооборудования автомашины);
  • курткой или другой одеждой яркого цвета для каждого члена экипажа автотранспортного средства;
  • одним карманным фонарем для каждого члена экипажа автомашины;
  • индивидуальными средствами защиты в соответствии с требованиями письменных инструкций.

При перевозке опасных грузов в цистернах транспортного средства сзади по всей ширине должен иметься бампер, в достаточной степени предохраняющий от удара сзади и расположенный на расстоянии не менее 10 см от крайней точки цистерны или ее арматуры.

Водители транспортных средств, на которых производится доставка опасных грузов, должны проходить специальный инструктаж, быть не просто подготовленными и высококвалифицированными, но и соответствовать психологически данному виду деятельности. Качество автоперевозки опасных грузов, соответственно, сохранность груза, жизни и здоровья других людей в значимой степени зависит от знаний, навыков, профессиональной пригодности водителя.

Водитель при перевозке опасного груза должен иметь при себе следующие документы:

  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • товаротранспортные документы на опасный груз;
  • ДОПОГ-свидетельство водителя о прохождении обучения и допуске к перевозке опасных грузов соответствующих классов опасности и вида перевозки;
  • свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза;
  • водительское удостоверение и талон предупреждений к нему, если таковой используется.

Требования к маркировке опасных грузов

На каждую упаковку опасного груза должна быть нанесена разборчивая и долговечная маркировка (номер ООН с буквами UN). Для опасных грузов классов 1, 2 и 7 помимо номера должно указываться отгрузочное наименование. Помимо транспортной маркировки на каждой упаковке с опасным грузом, а также на внешней таре при ее наличии размещаются знаки опасности и необходимые предупреждающие надписи. Помещение знаков является обязанностью грузоотправителя. Знаки опасности наносятся в строго определенных местах в зависимости от типа тары так, чтобы они были видны при любом транспортном положении тары. Если груз обладает несколькими видами опасности, то на упаковку наносят все знаки опасности, соответствующие этим видам.

Номер знака опасности соответствует классу и подклассу опасного груза. Как правило, маркировка должна выполняться непосредственно на таре с опасным грузом способом, обеспечивающим ее сохранность от внешних воздействий. В случае ее выполнения на отдельных щитках последние должны быть надежно прикреплены (ГОСТ 26319-84).

Система информации об опасности при перевозке опасных грузов включает в себя:

  • аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации последствий ДТП (аварийная карточка заполняется по единой форме изготовителем опасного груза);
  • информационную табличку для обозначения подвижного состава (информационная табличка укрепляется спереди и сзади автомобиля);
  • информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанного на информационной табличке (информационная карточка находится в органах, имеющих отношение к ликвидации последствий аварий).

Классификация опасных грузов

В конвенции ДОПОГ (ADR) каждому веществу, группе веществ или их смесей присвоен идентификационный номер – четырехзначный цифровой код. Данные грузы, согласно ДОПОГ, классифицируются следующим образом.

Информационная табличка автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы при внутреннем сообщении

Расположение маркировки, характеризующей транспортную опасность на грузовой единице (по ГОСТ 19433-88)