По данным Государственной службы статистики Украины, транспортные предприятия в 2014 году сократили перевозки грузов на 10,1% по сравнению с 2013-м, не учитывая Автономной Республики Крым и Севастополя. В январе-феврале 2015 года данный показатель сократился на 23,4%, до 86 млн тонн грузов, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Ни для кого не секрет, что еще не так давно Российская Федерация была для Украины основным партнером в осуществлении внешней торговли, но в связи с событиями на Донбассе Украина значительно сокращает экспорт товаров в РФ. Так, доля экспорта товаров украинского производства в Россию за первый квартал текущего года сократилась до 13%. По итогам 2014 года показатели экспорта украинских товаров в Россию достигали 17% от общей доли экспорта. Поэтому возникла потребность в поиске новых рынков сбыта отечественной продукции. В сложившейся ситуации направление могло быть только одно  – Европа. Первые шаги в направлении будущего долгосрочного сотрудничества уже сделаны – Европейский союз ввел для Украины режим автономных торговых преференций – односторонняя со стороны ЕС отмена ввозных пошлин. Преференции касаются 94,7% всего объема промышленных товаров и 83,4% сельскохозяйственных товаров и пищевой продукции, импортируемых Евросоюзом из Украины, и будут действовать до конца текущего года. Однако, согласно данным Госстатистики, Украина сократила экспорт товаров в страны ЕС в январе-феврале 2015 года на 33,3% – до $2,13 млрд по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Но уже до конца второго квартала наша компания прогнозирует положительное улучшение данного показателя.

Последние два месяца были для валютного рынка Украины едва ли не самым большим потрясением, а когда 5 февраля Национальный банк Украины отпустил гривну в «свободное плавание», курсы валют достигли рекордных отметок за все время независимости. Так, американский доллар на межбанковских торгах достигал отметки в 38 гривен за 1 доллар. Конечно, данный фактор не мог не сказаться на грузовых перевозках: цены на топливо и импортные запасные части для автомобилей выросли на 68%. Впоследствии около 60% небольших компаний-перевозчиков решили просто временно приостановить свою деятельность. В момент, когда гривна могла резко обесцениться в течение считанных дней, перевозчики, в начале рейса ожидая прибыль, в результате выполняли заказ себе в убыток. Например, при выполнении заказа на перевозку груза по маршруту Киев–Гамбург, сумма фрахта составляет €1800 евро. Все расчеты с перевозчиками обычно происходят после выполнение рейса и в национальной валюте (расчет происходит по курсу НБУ на день загрузки). Так как перевозчику в процессе выполнения рейса нужно оплачивать дизельное топливо, платные дороги, суточные водителям и прочие затраты, необходимо покупать валюту, в данном случае евро. На момент отправки в рейс перевозчик купил €1800 по курсу 28 грн за €1. А на момент расчета за выполненный рейс курс евро составлял 38 грн за €1. За счет этого и получается, что перевозчик не только не заработал, но и совершил рейс в убыток себе.

Еще одним важным фактором является то, что отечественные импортеры столкнулись с проблемой покупки валюты. Согласно нововведениям Национального банка и правительства, сроки рассмотрения заявки на ее покупку значительно возросли. Так, для покупки валюты необходимо предоставлять следующие группы документов:

  • документы, подтверждающие обязательства резидента в иностранной валюте в зависимости от проводимых операций. Например, торговые (купля-продажа товаров, выполнение работ и пр.), неторговые (командировки, эксплуатационные расходы транспортных средств, которые выполняют рейсы за рубеж, участие в выставках, семинарах, учеба, трудовые договоры с нерезидентами, таможенные платежи и пр.) или капитальные и другие операции (кредитование, инвестиционная или совместная деятельность);
  • документ, подтверждающий отсутствие налоговой задолженности у этого резидента. Таким документом является справка Государственной налоговой администрации (инспекции), в которой резидент зарегистрирован как налогоплательщик, с указанием информации об основном текущем счете резидента в гривнах и текущем счете в иностранной валюте, который определен резидентом как счет, с которого осуществляются перечисления купленной на МВРУ иностранной валюты именно в этой иностранной валюте.

После получения от клиентов указанных выше документов уполномоченный банк формирует реестр поданных заявок, который ежедневно с копиями соответствующих документов, являющихся основанием для осуществления операций покупки иностранной валюты на МВРУ, не позднее 14 часов текущего рабочего дня представляется на рассмотрение в налоговый орган, где уполномоченный банк взят на учет. Налоговый орган до 14 часов следующего рабочего дня средствами электронной связи направляет реестр в соответствующее региональное управление НБУ. Последнее, в свою очередь, направляет до 17 часов этого же дня полученную информацию в соответствующий уполномоченный банк. Полученный банком реестр является основанием для осуществления операции покупки иностранной валюты на МВРУ. Таким образом, в идеале после предъявления в банк всех необходимых документов на покупку иностранной валюты вам ее купят на следующий рабочий день. Но как показывает практика, процесс покупки занимает минимум пять рабочих дней. Поэтому импорт из стран Европы в первом квартале 2015 года сократился на 33,4% в сравнении с аналогичным периодом 2014 года. В свою очередь это повлияло на стоимость перевозок. Например, сегодня стоимость рейса при экспорте из Украины в Европу составляет вдвое больше, чем при импорте. На данный момент стоимость доставки автомобилем грузоподъемностью 20 тонн, 86 м3, по маршруту Киев–Гамбург составляет ориентировочно €1800. А при выполнении аналогичного рейса в обратном направлении стоимость рейса – €900–1000. Хотя совсем недавно все было наоборот.

В марте прошлого года после потери Украиной АР Крым и Севастополя возникла проблема доставки грузов на полуостров. И если в первые месяцы поставки осуществлялись в более-менее штатном режиме, то впоследствии на границе между полуостровом и материковой частью страны были созданы пункты пропуска. Это один из первых важных факторов уменьшения объемов перевозок в Крым, ведь перевозчики вынуждены простаивать в очереди на пунктах пропуска не одни сутки. 27 сентября 2014 вступил в силу Закон Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины». Согласно этому документу, грузы, перевозимые с территории Украины на полуостров, подлежат таможенному оформлению, которое возможно осуществить только в соответствующих подразделениях Херсонской и Запорожской таможни. Конечно, после принятия закона перевозчики, как и грузоотправители, столкнулись с большими трудностями. Неправильно оформленная экспортная декларация, отсутствие необходимых разрешений на вывоз печатей в товаросопроводительных документах и т.п. тормозили доставки. С течением времени этот процесс нормализовался и работает в штатном режиме.

На автомобильных перевозках изрядно сказалась и ситуация на востоке Украины. С началом антитеррористической операции все перевозки в зону АТО были полностью остановлены. В регионе назрел продуктовый коллапс: у населения быстро заканчивались запасы продуктов, а новых поставок не было. Сегодня грузовые перевозки осуществляются только в прифронтовые территории, подконтрольные украинским военным. Также одним из препятствий для доставки продуктов и вещей является то, что на освобожденных территориях еще не возобновлена работа банков и большинства админучреждений. Поэтому для того, чтобы осуществить оплату за товар, дистрибьютору необходимо ехать в ближайший город, где функционируют банки (например, Харьков). Большинство перевозчиков отказываются работать в данном направлении и полностью меняют географию перевозок, из-за чего возникает дефицит транспорта. Перевозки товаров в зоны, не контролируемые украинскими военными, осуществляются в ограниченном объеме и только при наличии специального пропуска. Учитывая, что такие пропуска получить довольно трудно, а их количество ограничено, объемы перевозок непосредственно в зону АТО мизерные.

После начала боевых действий на востоке страны и потери АР Крым и Севастополя Украина потеряла достаточно большую долю отечественного рынка сбыта продукции – 10–15%. Из него практически выбыли три полноценных региона страны, которые по объемам потребления до недавнего времени держали лидерство. Множество проблем как для крупных предприятий и организаций, так и для населения понесло за собой резкое обесценивание отечественной валюты.

Многие украинские импортеры из-за девальвации гривны были вынуждены временно приостановить импорт товаров, а те, кто продолжил работу, столкнулись со снижением спроса. И это не удивительно, ведь цена для потребителей после доставки и прохождения всех таможенных формальностей выросла почти вдвое. На рост цены также повлияло и увеличение стоимости доставки как отечественных, так и импортируемых товаров в связи с ростом на 70% цен на горюче-смазочные материалы. Сегодня прослеживается тенденция к снижению курса доллара и, соответственно, цен на топливо. Уже сейчас наблюдается стабилизация курса доллара США на уровне 22–23 грн за 1 доллар США (месяцем ранее показатель составлял 34–35 грн за доллар), а также стоимости дизельного топлива – 19–21 грн за 1 литр ДТ (месяцем ранее стоимость ДТ была на отметке 28–29 грн за 1 литр). Поэтому уже к концу второго квартала наша компания ожидает стабилизацию ситуации на рынке грузовых перевозок.