Качественная и быстрая доставка товара играет одну из главных ролей в работе предприятия, которое занимается внешнеэкономической деятельностью (ВЭД). Целостность и сохранность товара в процессе доставки обеспечивает постоянную и бесперебойную работу любого торгового предприятия. Однако, как правило, на практике большинство предприятий, занимающихся ВЭД, сталкивается со множеством рисков, таких как:

  • потеря товара в пути следования его от грузоотправителя к грузополучателю;
  • снижение качества товара в процессе транспортировки;
  • опоздание к указанному сроку доставки товара;
  • изменение конечного пункта доставки в связи с невозможностью добраться до него имеющимся видом транспорта.

КТО ВИНОВАТ

Проблема целостности груза в ходе транспортировки от отправителя к получателю будет всегда главной и важной как для владельца груза, так и для компании, которая занимается его доставкой (будь то прямой перевозчик или экспедитор). К сожалению, хищение товара может произойти на любой стадии выполнения перевозки и независимо от вида полуприцепа: будь то рефрижератор, бортовой прицеп (тент) или даже контейнер. Распространенные методы кражи груза:

Использование подставных фирм.

Фирма-мошенник может предоставить полный пакет фальшивых документов (о  государственной регистрации, банковских реквизитах, месторасположении). Как правило, она завлекает клиента низким тарифом. Схема работы довольно проста: фирма-мошенник дает транспорт, берет аванс и исчезает. Возможен вариант, когда транспорт с подставными номерами загружается, а на маршруте следования товар перегружается на другой автомобиль, в итоге это приводит к тому, что мошенники получают и предоплату, и товар.

Однако стоит отметить, что такой вариант хищения наиболее распространен при выполнении региональных перевозок, то есть перевозок по Украине. Использование подставных экспедиторов. В процессе доставки транспортная компания может пользоваться услугами одного, двух, а иногда и большего количества посредников (экспедиторов). При работе данной схемы довольно часто можно столкнуться с «недобросовестным» экспедитором, который может изменить конечный пункт выгрузки, так как напрямую связан с водителем, и таким образом груз не будет доставлен получателю.

Использование работников фирм, причастных к доставке груза.

Всем известно, что процесс доставки товара является трудоемким, ведь в нем принимает участие огромное количество людей, среди которых каждый отвечает за определенный объем работы. Зачастую информацию мошенникам о доставке товара передают непосредственно работники компании, ведь именно они полноценно владеют информацией относительно особенностей маршрута перевозки, что очень часто способствует легкой краже товара.

ЧТО ДЕЛАТЬ

 

Каким же образом собственник груза может обезопасить себя и свою деятельность от нежелательных финансовых потерь? Прежде всего владелец груза обязан иметь правовые гарантии того, что груз будет доставлен своевременно, в надлежащем качестве и без опозданий. Как правило, при выполнении международных и региональных грузовых перевозок эти гарантии обеспечиваются и регулируются договором перевозки (при работе с прямыми перевозчиками) или договором транспортного экспедирования (при работе с экспедиторскими компаниями). Наличие договора дает возможность владельцу груза в случае несоблюдения его условий в судебном порядке взыскать понесенные убытки с перевозчиков или экспедиторских компаний. Перед тем как заключать договор на перевозку, владельцу груза необходимо основательно подойти к выбору исполнителя перевозки, то есть перевозчика. Зачастую компании, занимающиеся ВЭД, пользуются услугами проверенных перевозчиков или экспедиционных компаний. Однако при заключении договора с новыми перевозчиками не стоит забывать об элементарных правилах безопасности:

  1. Необходимо обратить внимание на длительность работы компании на рынке транспортных услуг, проверить регистрационные документы. Особое внимание обратить на положительные отзывы со стороны других заказчиков, а также на наличие собственного подвижного состава. Просмотреть информацию о том, не является ли компания банкротом, нет ли у нее задолженностей перед другими компаниями (это могут быть неоплаченные претензии, счета за выполненные рейсы и т.п.).
  2. Просмотреть информацию о деятельности перевозчика в Интернете (на форумах) или в прессе. Также отдельное внимание стоит обратить на сайт перевозчика. Сайты подставных компаний, как правило, содержат неполную информацию о ее деятельности, а также имеют «недоработанный» внешний вид.
  3. Ознакомиться с уровнем тарифов, провести мониторинг рынка перевозки грузов по аналогичным маршрутам. Низкий тариф на предоставление транспортных услуг не всегда является признаком качества.
  4. Поинтересоваться наличием полиса страховой ответственности перевозчика (или экспедитора). Данный вид страхования является наиболее распространенным. Основным рисками, от которых возможно застраховать свою ответственность являются утеря или кража груза. Наличие полиса страховой ответственности особенно важно при перевозках дорогостоящих грузов. Особенно актуальными средствами гарантии целостности доставки груза получателю на сегодняшний день являются:

Страхование груза. В этом аспекте подразумевается страхование груза непосредственно грузовладельцем. Необходимо отметить, что данный вид страхования является достаточно дорогим. Страхование – это способ защиты от убытков, связанных с транспортировкой груза. При потере груза в результате перевозки понесенные утраты компенсируются в виде определенной суммы, которая называется страховым возмещением. Этот вид страхования может быть осуществлен исключительно владельцем груза.

Спутниковый контроль транспорта, GPS-мониторинг представляет собой систему, которая позволяет автоматически контролировать маршрут автомобиля, производить мониторинг сроков доставки груза, мест загрузки и выгрузки, получать информацию об изменении температурного режима в ходе доставки. Главным преимуществом работы данной системы является быстрое оповещение и реагирование на любые изменения, которые возникают в процессе доставки.

Вооруженное сопровождение (конвой). Как правило, используется при транспортировке дорогих грузов. Формирование маршрута происходит с учетом оптимальных и безопасных мест стоянки автомобиля, станций техобслуживания. При сопровождении определяется необходимое количество автомобилей и персонала для обеспечения сопровождения. Груз принимается работниками службы охраны и сопровождается до места доставки.

Использование видеорегистраторов и сигнализации. Данная видеосистема устанавливается как внутри, так и на заднюю часть прицепа. Камера позволяет контролировать процесс погрузки и разгрузки автомобиля, кроме того, способна фиксировать номера машин, которые едут следом.

На практике при принятии груза к транспортировке перевозчик сам выбирает, каким из способов обеспечить сохранность товара и доставить груз без опозданий получателю.

На сегодняшний день существует множество способов и возможностей кражи товара в процессе доставки. Однако владелец груза вполне может уберечь себя от лишних финансовых потерь путем соблюдения простых правил безопасности, таких как:

  • тщательность при выборе исполнителя перевозки, для большей уверенности в подрядчике лучше пользоваться услугами компаний, которые работают на рынке транспортных услуг не первый год;
  • не доверять информацию о планируемой поставке и особенностях маршрута посторонним лицам, так как она может быть использована мошенниками;
  • обязательное оформление всех товаросопроводительных документов, заключение договоров, заявок на перевозку груза;
  • проведение действий по снижению рисков потери товара (страхование грузов, ответственности исполнителя перевозки).

Стоит отметить, что, работая с экспедицией, владелец груза получает больше гарантий того, что в случае кражи товара, понесенные убытки будут компенсированы ему в полном объеме. Использование всех вышеперечисленных мер поможет уберечь груз и тем самым повысить безопасность транспортировки.