Логистика в Украине все еще развивается и усовершенствуется. Cуществует ряд трудностей, которые ей приходится преодолевать как в контексте мировых тенденций, так и в силу специфики национальной экономики.

Актуальными проблемами транспортно-экспедиционной деятельности в Украине являются:

  • низкое качество обслуживания;
  • недостаток информационной поддержки перевозок
  • недостаток оптимизации процесса перевозок
  • низкая конкурентоспособность по сравнению с международными компаниями
  • изношенность подвижного состава
  • сложности при страховании груза и транспорта
  • проблемы инфраструктуры страны

Низкое качество обслуживания

Как ни банально это прозвучит, но основной проблемой компаний, предоставляющих транспортно-логистические услуги, является качество этих услуг.

Кроме технических моментов, о которых мы поговорим далее, компании зачастую не уделяют внимание клиентоориентированным вопросам.

Существующие узконаправленные экспедиторы, не владеющие собственным подвижным составом для перевозок, или логисты, предоставляющие ограниченный набор услуг. Они не только не решают проблемы клиентов, но и создают им новые и повышают риски и страх за перевозимый груз.

Недостаток информационной поддержки перевозок

Современные технологии правят миром, и тот кто не адаптируется к ним, оказывается неконкурентоспособным. Выстраивая грамотную техническую поддержку процесса транспортных перевозок, транспортно-экспедиторская компания обеспечивает себе весомое конкурентное преимущество на рынке услуг.

Автоматизация процессов на предприятии повышает эффективность работы, находит слабые места и устраняет несовершенства бизнес-процессов.

Клиент всегда переживает за сохранность своего груза при перевозках, поэтому компания, предоставляющая постоянный доступ к информации о процессе перевозки, явно предпочтительней с точки зрения клиента.

Недостаток оптимизации процесса перевозок

Вышеназванная проблема низкой автоматизации перевозок приводит к целому ряду других недостатков отечественной системы логистики.

Так, часто бывает, что отдельные партии грузов уходят, не до конца наполнив транспорт. Таким образом, не эффективно используется подвижной состав и продлеваются сроки поставок. В то же время комплектация сборных грузов не только повышает эффективность и прибыльность бизнеса для компании-перевозчика, но и снижает стоимость для клиентов.

Другой проблемой часто оказывается недостаточно глубокое планирование маршрута, а почти всегда — отсутствие запасного варианта. И клиент сталкивается с увеличенными сроками перевозки, и как следствие — завышенной стоимостью услуг, что в комбинации существенно снижает конкурентоспособность компаний.

В общем же низкая автоматизация создает проблему неэффективного использования ресурсов компании — как технических, так и людских. Для усовершенствования деятельности, можно и нужно использовать современные системы оптимизации бизнес-процессов.

_post-blog2-14.04

Низкая конкурентоспособность по сравнению с международными компаниями

Углубление связей с другими странами и заключения договоров об упрощении международной торговли — палка о двух концах. С одной стороны, украинские компании получают облегченный доступ к глобальной сфере логистики и международной перевозке грузов. Но при этом уровень конкуренции на мировых рынках чрезвычайно высокий и многие наши компании попросту “не дотягивают” до принятых стандартов организации транспортно-экспедиторских услуг.

Кроме того, зарубежные компании заходят на отечественный рынок, частично вытесняя украинские компании из сферы внутренних грузоперевозок, не говоря уже об обслуживании транзитной части перевозок по территории Украины.

Изношенность подвижного состава

Одной из проблем, абсолютно типичных для компаний из стран СНГ, является высокая изношенность подвижного состава. Это происходит, во-первых, из-за несовершенства системы амортизации и списания техники. Пока что не выработано единой системы бухгалтерского списания амортизации технических средств, и каждая компания вычисляет ее по-своему.

Во-вторых, в некоторых компаниях используется настолько устаревшая и изношенная техника, что ее ремонт и поддержание “в строю” обходятся предприятию даже дороже, чем условная выгода от не-покупки новой техники. Именно эта иллюзия экономии приводит к повышению затрат на содержание подвижного состава, корме того подвергает риску перевозимый груз, а также может срывать сроки поставок из-за непредвиденных поломок и необходимого ремонта техники.

Сложности при страховании груза и транспорта

Еще одним актуальным вопросом в грузоперевозках является страхование груза и транспорта-перевозчика.

С одной стороны, в международных перевозках существует стандартизация ответственности по системе INCOTERMS. Согласно ей, в договоре изначально устанавливаются границы “от и до” ответственности за сохранность груза перевозчиком.

В то же время во внутренних перевозках не все компании уделяют такое внимание защите от рисков и не предоставляют услуги страхования грузов. Как следствие, или клиенты переадресовывают этот вопрос сторонним компаниям и перевозчик недополучает потенциальную прибыль, или, в случае возникновения непредвиденной ситуации, начинаются длительные разбирательства об ответственности и компенсациях, которые негативно сказываются на репутации компании.

_post-blog3-14

Проблемы инфраструктуры страны

Кроме частных факторов компании, на деятельность транспортно-экспедиторских организаций влияет общее положение в стране. Плохое качество дорог создает низкую проходимость и отрицательно влияет на скорость доставки грузов. Часто компании не могут составить максимально короткий маршрут из-за ненадежности дорог, плохо покрытия или наоборот — перегруженности основных транспортных магистралей.

Нельзя забывать и про несовершенство законодательства Украины в сфере транспорта и перевозок. Постоянные изменения и противоречия с мировыми стандартами усложняют работу транспортно-логистических компаний, действующих на отечественном и зарубежных рынках.

Выводы

Принимая во внимание все эти проблемы, может создаться впечатление, что сфера логистики в Украине находится в упадке. Однако, это неправильный вывод. Логистика в Украине только развивается, поэтому особенно важно учитывать зарубежный опыт и работать над исправлением указанных ошибок и проблем. В первую очередь это касается автоматизации и оптимизации бизнес-процессов компании, а также усовершенствования портфолио услуг транспортно-экспедиторских компаний Украины.

В OLS c успехом применяется и постоянно совершенствуется вышеперечисленная методология, позволяя компании не первый год быть лучшими на рынке грузоперевозок Украины.