Руководитель логистической компании всегда решает – использовать собственный транспорт или наемный.
У каждого варианта есть свои плюсы и минусы

Преимущества собственного автопарка:

  • максимально высокий уровень обслуживания клиентов;
  • гибкое регулирование сроков и частоты отправления грузов;
  • полный контроль технического состояния и местонахождения транспортных средств;
  • высокий уровень точности соблюдения сроков доставки.

К недостаткам собственного транспортного парка относятся:

  • вынужденное долгосрочное замораживание финансовых средств;
  • организация гаражных боксов, ремонтных мастерских, складов для хранения запчастей;
  • необходимость регулярного контроля технического состояния автомобилей;
  • затраты на администрирование автомобильного хозяйства;
  • холостой пробег и простои в периоды сезонных спадов и ремонта транспортного средства;
  • отсутствие возможности перевозки специфических грузов.

Создание транспортной компании с собственным транспортом требует больших капитальных вложений, которые оплачиваются из собственных или заемных средств. Заемные средства удобны тем, что не приходится извлекать средства из оборота компании, а собственные средства ограничивают возможности инвестиций. В последнее время популярность получил финансовый лизинг, который выгодный первых двух способов.

Если вы не планируете создавать собственный автопарк, то придется сосредоточиться на партнерстве с перевозчиками с собственным транспортом на принципах аутсорсинга. Для увеличения контроля над подвижным составом привлекаются непосредственно владельцев транспортных средств.

Преимущества наёмного автопарка:

  • простота управления процессом доставки;
  • отсутствие больших разовых капитальных вложений.

Недостатки наёмного транспортного парка:

  • затраты на компенсацию подачи автотранспорта под погрузку;
  • риски при выборе поставщиков услуг;
  • ошибки, совершённые сторонней транспортной компанией, всё равно ложатся на вашу компанию;
  • низкая гибкость транспортной компании – поставщика услуг;
  • недостаточное развитие рынка аутсорсинга транспортных услуг;
  • повышение стоимости транспортных услуг.

Для выбора использования собственного или наемного транспорта используют экономический анализ и расчет. При этом анализируются грузопотоки, по объему перевозок в регионе за конкретный период. Рассчитывается количество единиц подвижного состава необходимой грузоподъемности и затраты при использовании собственного и наемного транспорта. В данном расчете учитывают постоянные и переменные издержки.

К постоянным относятся:

  • издержки на техобслуживание,
  • ремонт и хранение транспортных средств,
  • хранение запчастей,
  • заработная плата административного персонала,
  • амортизационные отчисления,
  • общехозяйственные расходы, страхование,
  • налоги, выплаты по кредитам и т.п.

К переменным:

  • горюче-смазочные и эксплуатационные материалы,
  • непредвиденные расходы и т.п.

Заработная плата водителей при сдельной оплате относится к переменным затратам, при почасовой – к постоянным.

На основе этих расчетов принимается логичное решение по поводу приобретения ТС или использования наемного транспорта. Важно помнить, что экономический расчет не учитывает качество услуг посредников, специализацию предприятия, предоставление дополнительных услуг и корпоративную стратегию компании.