Руководитель логистической компании всегда решает – использовать собственный транспорт или наемный.
У каждого варианта есть свои плюсы и минусы
Преимущества собственного автопарка:
- максимально высокий уровень обслуживания клиентов;
- гибкое регулирование сроков и частоты отправления грузов;
- полный контроль технического состояния и местонахождения транспортных средств;
- высокий уровень точности соблюдения сроков доставки.
К недостаткам собственного транспортного парка относятся:
- вынужденное долгосрочное замораживание финансовых средств;
- организация гаражных боксов, ремонтных мастерских, складов для хранения запчастей;
- необходимость регулярного контроля технического состояния автомобилей;
- затраты на администрирование автомобильного хозяйства;
- холостой пробег и простои в периоды сезонных спадов и ремонта транспортного средства;
- отсутствие возможности перевозки специфических грузов.
Создание транспортной компании с собственным транспортом требует больших капитальных вложений, которые оплачиваются из собственных или заемных средств. Заемные средства удобны тем, что не приходится извлекать средства из оборота компании, а собственные средства ограничивают возможности инвестиций. В последнее время популярность получил финансовый лизинг, который выгодный первых двух способов.
Если вы не планируете создавать собственный автопарк, то придется сосредоточиться на партнерстве с перевозчиками с собственным транспортом на принципах аутсорсинга. Для увеличения контроля над подвижным составом привлекаются непосредственно владельцев транспортных средств.
Преимущества наёмного автопарка:
- простота управления процессом доставки;
- отсутствие больших разовых капитальных вложений.
Недостатки наёмного транспортного парка:
- затраты на компенсацию подачи автотранспорта под погрузку;
- риски при выборе поставщиков услуг;
- ошибки, совершённые сторонней транспортной компанией, всё равно ложатся на вашу компанию;
- низкая гибкость транспортной компании – поставщика услуг;
- недостаточное развитие рынка аутсорсинга транспортных услуг;
- повышение стоимости транспортных услуг.
Для выбора использования собственного или наемного транспорта используют экономический анализ и расчет. При этом анализируются грузопотоки, по объему перевозок в регионе за конкретный период. Рассчитывается количество единиц подвижного состава необходимой грузоподъемности и затраты при использовании собственного и наемного транспорта. В данном расчете учитывают постоянные и переменные издержки.
К постоянным относятся:
- издержки на техобслуживание,
- ремонт и хранение транспортных средств,
- хранение запчастей,
- заработная плата административного персонала,
- амортизационные отчисления,
- общехозяйственные расходы, страхование,
- налоги, выплаты по кредитам и т.п.
К переменным:
- горюче-смазочные и эксплуатационные материалы,
- непредвиденные расходы и т.п.
Заработная плата водителей при сдельной оплате относится к переменным затратам, при почасовой – к постоянным.
На основе этих расчетов принимается логичное решение по поводу приобретения ТС или использования наемного транспорта. Важно помнить, что экономический расчет не учитывает качество услуг посредников, специализацию предприятия, предоставление дополнительных услуг и корпоративную стратегию компании.